Еврейская
психология
Положительный и творческий подход, имеющий дело с
горней составляющей человека. Человек как творческий перекресток,
преображающий, формирующий и соединяющий Небо и Землю, индивидуума и общество.
Отсюда вытекает необходимость исследования вопроса о связях и взаимоотношениях
между духовностью, обществом и индивидуальными потребностями. Данное
исследование должно опираться на такой взгляд на человеческое бытие, согласно
которому именно индивидууму
принадлежит роль дирижера
в симфонии бытия,
привносящего в нее свой особый, неповторимый отпечаток. Такой взгляд на
проблему исследования делает необходимым рассмотреть также и вопрос о
влиянии культуры и религии на человеческое поведение (необходимо отметить,
что подобная тематика разрабатывается, пожалуй, только в нашем Центре, что
выдвигает его в ряды первопроходцев данного направления в психологии).
Соответственно
рассматривается и гендерный вопрос о месте женщины как
обладательницы особых уникальных качеств, которая не стремится уподобиться
мужчине. Естественно, что и взаимоотношения между полами воспринимаются нами
как взаимодополняющие, в отличие от господствовавшего
до недавнего времени на
Западе тезиса о конкуренции между полами.
Подобный подход является по
сути своей революционным и вносит невиданную доселе ясность в понимание
кардинальных проблем современности, будь то супружеские взаимоотношения в
структуре семьи или кровавая история межконфессиональных конфликтов, диалог
Восток-Запад или отношение Ислама к Западной культуре, вообще, и к Государству
Израиль, в частности. Предлагаемый взгляд на эти проблемы позволяет найти их
полное решение, не удовлетворяясь компромиссом, заранее обреченным на провал.
Основы предлагаемого подхода:
-
В основании подхода лежит вера в то, что всякий созданный
по Образу и подобию несет в себе уникальный творческий компонент.
-
Гуманное начало, гуманистический интеллект (и вовсе
не эмоциональный!) является основным, качествообразующим свойством
человеческой личности.
-
Качественный интеллект. Исследования в области
интуиции, таланта и творчества. Чувствительность и способность понять
ближнего и буквально перевоплотиться в него являются флагманами всего нашего
подхода.
-
Наша система несет на себе следы влияния профессора Жана
Пиаже, у которого в течение шести лет учился рав Лифшиц во время своего
студенчества в Женевском университете. Это влияние проявляется в
структуралистском подходе, стремящемся к гармонизации
противоположностей. Нужно сказать, что иудаизму вообще принцип гармонизации
противоположностей присущ как доминирующее воззрение на мир и на человека. Тем
не менее, есть существенная разница между концепциями Запада и иудаизма: Пиаже
следует классическому западному представлению о гармонии между двумя акторами,
в то время как иудаизм говорит о трехмерной структуре, в которой
главная роль принадлежит горнему компоненту, направляющему, организующему и
целеполагающему всю деятельность системы. Иудаизм полагает организованность
превалирующей над уравновешенностью. Организованность является лейтмотивом
еврейской психологии.
Рав Лифшиц не удовлетворяется лишь областью
теоретических разработок указанных выше вопросов. В своей практической
деятельности он
разработал
систему индивидуального комплексного подхода к решению личностных проблем. Им
также разработана уникальная система диагностики, которой рав Лифшиц широко
пользуется вот уже более 30-ти лет.